БАНИ и САУНЫ

ежемесячное издание о банях, саунах и аксессуарах

главная страница   |   о проекте   |   содержание номера   |   рекламный отдел   |   контакты
 

История банной традиции

Тема номера

Целебные свойства бани были известны ещё нашим далёким предкам. Тысячелетия назад влияние воды и пара изучали медики, учёные, мыслители, такие как Гиппократ, Авиценна, Геродот или Сократ. Баня вошла в нашу жизнь с древнейших времён, успев не только стать важной составляющей здорового образа жизни, но и неотъемлемой частью культурной традиции. Конечно, традиции в разных государствах и у различных народов различались. Некоторые из них канули в лету, оставив о себе лишь отрывочные упоминания, а некоторые живы до сих пор.

Так, Геродот упоминает о бане кочевых скифов. Посередине напоминающего юрту сооружения скифы устанавливали котел, наполненный водой, а возле бани в костре накаляли камни. Раскаленные камни скифы вносили внутрь и бросали в котел. Баня быстро наполнялась паром. В качестве веников использовались связки веток степных кустарников и пучки трав. Вместо мыла применялась специальная масса, приготавливаемая из кусочков кедра, кипариса и ладанного дерева. Кроме того, у скифских народов сущестовал обычай выливать на раскалённые камни настои и отвары тех или иных степных трав. Возможно, посещение бани имело целью не только очищение тела, но и очищение внутреннего мира, и воскурение семян конопли представляло собой подобие духовно-религиозного обряда.

Ещё около шести тысячелетий назад баня была популярна в Египте. В небольших селениях всегда строилось по несколько бань, в крупных же городах им не было числа. Египетские бани были очень разными, от шикарных до самых простых, в зависимости от того, пользовались ли ей фараоны, чиновники или простые люди. Посетители приходили не только попариться и помыться, но и получить сеанс массажа, оздоровиться и омолодиться, а также чтобы поддерживать стройность фигуры. Египтяне знали рецепты масок и использовали в банях средства растительного и животного происхождения в качестве благовоний, очищающих и излечивающих средств. Мыло в те времена они еще не умели получать и использовали при золу.

Наука египтян развивалась очень активно, в том числе и медицина. Египетские медики, известные в те времена как одни лучших в мире, придавали большое значение гигиене. Древнеегипетские папирусы донесли до нас предписания египетских врачей, содержащие руководства о том, как и в каком порядке принимать водные гигиенические процедуры, в том числе и банные.

В египетской бане в глубоком подвале устраивался очаг; и по воздуховодам раскаленный воздух поднимался к банному помещению и нагревал каменные плиты, выстилающие пол. Этим подогревом обеспечивался жар в бане, а степень подогрева регулировалась количеством подбрасываемого в очаг топлива.

Большое значение чистоте тела придавали в древности племена, населявшие полуостров Индостан, о чём свидетельствуют «Веды» – древние санскритские тексты, охватывающие все области человеческого знания. В Индии были довольно распространены бани с оборудованными парными ещё полторы тысячи лет назад. В пол индийских парных закладывались железные плиты, которые раскалялись огнём из подвального помещения. Посетители бани плескали на них воду или настои различных, в том числе и целебных, растений. Кроме традиционных банных процедур, был распространён массаж. Таким образом, бани использовались в дневнеиндийской культуре и в медицинских целях.

Коренные жители американского континента – инки, ацтеки, майя – так же, как и европейцы, знали толк в бане.

Простейшие бани в Южной и Центральной Америке, предназначенные, как правило, для бедоты, представляли собой землянки куполообразной формы. Индейцы поливали раскалённые камни водой и потели в клубах образовавшегося пара, при этом они растирали тело пучками вымоченной и прогретой травы, что оказывало полезное очищающее и успокаивающее воздействие на кожу. А индейцы Северной Америки использовпли в качестве помещений для бань вигвамы (сооружения из жердей и шкур животных). Посетители бани плескали воду на раскалённые на костре камни, лежащие в небольшой яме посреди вигвама, что вызывало довольно стойкий пар. Попарившись, индейцы омывали тело прохладной водой и затем оборачивали тело плотной тканью.

У индейцев майя, высокоразвитого народа Америки, были распространены большие общественные каменные бани, посещаемые, в основном, богатыми слоями населения. Бани были просторными, в них могли одновременно находиться до 15 человек. В центре бани располагалась каменная печь. Её нагревали, париться в ней мог только один человек, лежащий на специальной подстилке. Лекари майя часто назначали пациентам банные процедуры наряду с массажем, ингаляциями, кровопусканием и так далее. Общеизвестно, что майя, посещавшие паровую баню, отличались завидными здоровьем и долголетием.

Наибольшей оригинальность отличились инки. Они перемешивали сено и свежескошенную траву, прогревали образовавшуюся копну и, зарывшись в неё с головой, потели, а после этого принимали водные процедуры.

В Древней Греции, по разным свидетельствам, бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.

Существует теория, согласно которой к древним грекам банная культура пришла от восточных народов. Известный дневнегреческий мыслитель Аристотель отмечал, Александр Македонский во время похода в восточные страны обратил внимание на их парные и приказал строить бани в греческих городах.

Уважительное отношение греков к целительным свойствам бани и горячей воды известно из дошедших до нас мифов. Люди были уверены, что их боги, населявшие Олимп, чтобы оставаться вечно юными, красивыми и не подверженными людским болезням, принимали паровые ванны.

Не обошли «банные» истории и литературу. Повествуя о странствиях Одиссея, знаменитый Гомер упоминает о пребывании героя в гостях у Цирцеи, где богини реки, нимфы, купали его в шикарно убранной бане из драгоценного камня, дарящей расслабление и восстановление сил.

Древнегреческие поэты и философы, медики, общественные деятели в своих трудах упоминали баню как источник здоровья, радости, долголетия и красоты. Известный мудрец и философ Платон считал, что строительство бань настолько важное дело, что государство должно вменить себе в обязанность строить их во всех городах, чтобы население было здорово. А известный врач Гиппократ считал, что очень важно проводить профилактические и закаливающие процедуры, чтобы организм обрёл способность сопротивляться болезням. Известный лекарь называл баню не только в качестве профилактического, но и лечебного оздоравливающего средства. Сам Гиппократ прожил 110 лет и до конца жизни оставался здоровым и полным сил.

Древнегреческий идеал красоты известен нам и по сей день по сохранившимся скульптурам. Таким идеалом считалось здоровое тренированное тело, закалённое от заболеваний. Поэтому грекам был свойственен здоровый образ жизни. Граждане этой страны с юности обучались в гимназиях, где им не только давали всевозможные знания и развивали любовь к искусствам, но и прививали аккуратность, опрятность, стремление к чистоте и здоровью. Поэтому в помещениях гимназий, рядом с залами для лекций и спортивных состязаний находились также плавательные бассейны и парные.

К римлянам, у которых существовал настоящий культ бани, эта традиция перешла от греков, и римские бани стали называться термами. Римляне высоко ценили удовольствие, которое дает горячий пар. Выдающийся римский врач Асклепиад был приверженцем Гиппократа в вопросе о полезности мягких парных процедур. Согласно его теории, тело человека состоит из мельчайших частиц, которые должны непрерывно двигаться для того, чтобы человек чувствовал в себе силы, энергию и бодрость. И посещение бани способно излечить от упадка сил и малой работоспособности, заработанных вследствие заболевания или малоподвижности.

Римские термы быстро разрастались и были очень популярны. Одна большая терма могла занимать 12 гектаров и даже больше. Зачем такая огромная площадь? Всё дело в том, что термы являлись не только банными помещениями, но и общественными, культурными, спортивными, увеселительными заведениями. Посетители терм вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Например, в знаменитых термах императора Каракаллы в Риме есть два вестибюля, два гимнастических зала, один зал для потения, который назывался тепидариумом, бассейн с холодной водой, семь парилок сухого жара, три бассейна с горячей водой, два спортивных зала, две площадки для игры в мяч, библиотека, буфет и стадион. Таким образом, терма представяла собой целый город! Более того, количество римских терм в те времена исчислялось сотнями. Термы были очень популярны, и новый император стремился построить сооружения намного более обширные и шикарные, чем старый.

Термы Каракаллы были рассчитаны на 2500 человек. Самыми же масштабными постройками мог похвастаться император Диоклетиан, термы которого вмещали до 3500 человек. Для сравнения достаточно сказать, что один из бассейнов имел форму квадрата, сторона которого равнялась полутора километрам! Это колоссальное сооружение имело три тысячи купален. Отделка термы была поистине королевской. При строительстве использовались драгоценный мрамор, порфир, египетский гранит, золото и серебро. Полы и потолки венчали красивейшие мозаики. Строительство таких терм занимало несколько лет, а отапливались они нефтью, вывозимой из Египта и Вавилона.

В римских термах было восемь основных отделений. В первом зале римляне снимали с одежду. Здесь можно было отдохнуть или поговорить. Затем они попадали в оборудованный прекрасными скульптурами зал с бассейном, в котором было царила расслабленная атмосфера, располагающая общаться и обсуждать последние новости, погрузившись в воду наполовину.

В помещении для мытья находились медные тазы, наполненные водой различной температуры, а также мочалки, скребки и полужидкое мыло – тогда ещё новинка и предмет роскоши.

После процедуры мытья римляне могли пойти в зал с сухим или влажным паром. В первый по трубам подавался горячий и сухой воздух. Помещение нагревалось при помощи специальной огромной печи. В парное помещение пар поступал через отверстия в полу. Пол имел довольно высокую температуру - 50-60°С., поэтому ходить по нему можно было только в специальных сандалиях.

Также в термах находились помещения для принятия холодных водных процедур. Там же проходили сеансы массажа, а иногда для этого процесса выделялись отдельные комнаты. Древние римляне знали толк в массаже и считали его отличным расслабляющим и оздоровительным средством. Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, массаж, лечебная гимнастика, банные процедуры, правильный режим питания или диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное, – утверждал Асклепиад, – завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни».

Понятие термы для римлян было куда более обширным, чем современное общепринятое понятие бани, хотя, конечно, и сейчас можно найти помещения, оборудованные не только сауной или баней с бассейном, но и спортивным инвентарём, комнатой для отдыха и различными развлекательными атрибутами. Для римлян же термы были в полном смысле слова общественными учреждениями. Здесь встречали друзей и знакомых, проводились чтения стихов и поэм, проходили самые разные дискуссии. Термы посещали как самых бедные, так и самые богатые люди. Поход в баню был равноценен современной прогулке, походу в кафе, на тренировку, в клуб или салон красоты. Поход в терму сопровождался ощущением праздника, а закрывались эти заведения поздно ночью.

Обслуживали термы тысячи прислужников, следивших за исправностью работы всех систем, убиравших помещения, проводящих массажные и прочие процедуры.

В древние времена бани стали появляться у еврейских народов. Они унаследовали эту традицию от египтян, у которых долгое время находились в рабстве. В местах их последений при раскопах были найдены развалины бань из мрамора, что свидетельствовало о том, что банной культуре у этих народов придавалось немалое значение. Распространяться же бани стали в более поздние времена, когда евреи стали испытывать культурное влияние греков и затем римлян, в еврейских селениях стали появляться бани: и частные, и общественные. Последние, подобно греческим гимназиям и римским термам, были не только местом омовений, но и местом встреч и общения. Также в еврейской культуре существовали бани, устроенные вблизи природных источников.

В иудейских банях для очищения тела пользовались песком и содой, порошком толченого кирпича и перцовым порошком. Позже появилось и мыло, изготавливаемое из кунжута и ароматизированное жасмином – первое время оно было редкостью и приберегалось для торжественных случаев.

И, наконец, культура русской бани развивалась отдельно от других культур. Традиционно для русского человека было перенесение очень высоких температур. Распарившись при помощи веников, люди обливались ледяной водой или – зимой – выбегали на улицу, чтобы «окунуться» в сугроб, а потом возвращались в помещение парной.

На Руси в баню ходил каждый. Само помещение представляло собой одноэтажную постройку, вначале обычно на берегу реки. Отапливались бани изначально дровами. В банях традиционно было три помещения: имели три помещения: в первом можно было раздеться, во втором – помыться, ну а в третьем – попариться.

Баня всегда пользовалась у россиян большой популярностью и любовью. В бани приглашали иностранных гостей, послов, которым русские обычаи, как правило, были в диковинку. Без бани не обходилось ни одно торжество, в том числе и общественные праздники, и свадьбы. Существовал обычай хождения в баню невесты и ее подруг накануне свадьбы, а после нее – молодожёнов. Бани топились и по случаю приезда гостей.

Пар в русской бане образовывался либо «по-чёрному», либо «по-белому». Первая баня, самая древняя, бревенчатая и без вытяжки, прогревалась дымом от печи и на короткое кремя проветривалась перед выходом пара. Название своё она получила от закопчённых стен. Печь топилась при отсутствии трубы, и дым прогревал стены, которые впоследствии окатывали водой, чтобы не было чересчур жарко. Дополнительно гасили огонь и проветривали баню, затем подливали воды в печь с камнями – и можно было париться. Традиция такой парной жива до сих пор.

Вторая разновидность бани снабжалась изолированным дымоходом, вытяжкой и, конечно, печью. Эта баня получила своё название как более чистая и светлая. Конструкция этой бани популярна до сих пор. В небольшом бревенчатом помещении, часто наполовину погружённом под землю, находился небольшой предбанник, а за ним и сама парная с печью-каменкой. Печь топили, камни раскалялись, после чего их поливали водой. Полки бани были оборудованы тремя-четырьми ступеньками, на которые могли взобраться желающие попариться наиболее эффективно.

Был в деревнях и обычай париться в огромной печи – как правило, возникал он там, где не было возможности построить баню. В разогретую печь на подстилку (солому, доску) ногами вперёд ложился человек. В печи пригождался берёзовый веник и бадья с водой. Взмахом мокрого веника в печи поднимались клубы пара. После такой парной люди традиционно обливались холодной водой или купались в речке.

По сравнению с самими помещениями и банной традицией, слово «баня» появилось в русском языке недавно – в ХI-ХIII веках, до этого же существовали понятия «мовь», «мовня», «мыльная», «впадня». Тем же временем датируются и первые описания банной процедуры с использованием веников и чередованием парения с обливанием холодной водой или валянием в снегу.

Повсеместно распространяться бани стали во времена Петра I, когда их начали строить в крупных городах. Император был большим знатоком и любителем русской бани и, находясь в Голландии, собственноручно построил для себя баню на верфи, где он обучался корабельному делу.

За границей первые русские бани стали появляться в Великобритании, а после войны с Наполеоном они стали распространяться по всей Западной Европе, стали строиться во Франции, Германии и Швейцарии.

Меню выпусков

16.12.2006 - вступительный

Анонсы сайта

16.12.2006 - сайт запущен в работу

Темы этого выпуска:

Баня и здоровье | Баня в современной медицине | Бани мира | История банной традиции



Оптимизация
сайта:
РИА «ШАГ»
Шаг Создание
сайта:
Simplics
Simplics